Цель работы кабинета – создание благоприятной игровой среды для прохождения функционального лечения органа зрения у детей.
Основные направления, которые реализуются в кабинете - плеоптическое, или стимулирующее лечение (у детей с амблиопией, поражением проводящей зрительной системы и головного мозга, косоглазием, дальнозоркостью и т.д), расслабляющее, или релакс-лечение + тренировка аккомодации (при спазмах аккомодации, компьютерном зрительном синдроме, близорукости и т.д), ортоптическое (формирование бинокулярных функций при косоглазии и нарушениях бинокулярного центра).
Каждому направлению соответствует свой набор программно-аппаратных методик, обладающих различными видами воздействия на орган зрения.
Все нижеуказанные методики используются в Клинике уже много лет и хорошо зарекомендовали себя при различных заболеваниях органа зрения. Каждому обратившемуся ребёнку наши врачи подбирают оптимальный индивидуальный комплекс и режим проведения реабилитации зрения
Ортоптическое лечение
1. СИНОПТОФОР– практически основной аппарат для диагностики и лечения косоглазия любых видов. Правильный расчет угла косоглазия, развития совмещения и слияния объектов, подготовка к операции, послеоперационное развитие бинокулярного зрения без данного аппарата крайне затруднительны. Основными функциями, которые выполняет данное устройство являются: формирование бинокулярного зрения за счет развития процессов совмещения и слияния картинок от двух глаз в одну, развитие положительной и отрицательной фузии (удержания бинокулярности при провокации двоением картинки), лечение скотом (выпадение части поля зрения косящего глаза при двух открытых глазах для подавления двоения).
Принцип работы синоптофора простой, как все гениальное. В приборе используют парные изображения, подсвеченные постоянным или мигающим светом (символические рисунки разных объектов). Попеременно включая и выключая лампы подсветки с разной яркостью и частотой, заставляют зрительный анализатор ребенка фиксировать внимание то на одном, то на другом изображении. Переключение можно проводить вручную и автоматически. В результате мигания в головном мозге создается единый образ. А угол, под которым предъявляются картинки каждому глазу отдельно можно постепенно изменять до получения ортопозиции (прямого положения).
Перед началом лечения обязательно необходима консультация врача – измерение объективного (угол на шкале синоптофора, при котором глаза находятся в ортопозиции) и субъективного (угол на шкале синоптофора, при котором происходит слияние картинок) углов косоглазия, а при наличии слияния – фузионных резервов (способность компенсировать двоение при сведении и разведении картинок). Специалист Клиники познакомит родителей и ребенка с принципами работы на синоптофоре, даст рекомендации по длительности и необходимым настройкам прибора для проведения занятий.
Лечение проводится в затемненных условиях с использованием очковой или контактной коррекции (с той, которую ребенок обычно использует при близких зрительных нагрузках).
При тренировке совмещения используются разноименные, но логически объединенные объекты, например, машина и гараж, яйцо и цыпленок, и т.п. Мозг ребенка обучается наложению одного объекта на другой для получения суммарно правильного изображения (машина в гараже, цыпленок в яйце и т.д.). Начинают занятия всегда с крупных изображений, постепенно меняя их на мелкие.
При тренировке слияния методика схожая, но используют одноименные объекты с разными деталями, например, одному глазу предъявляют кошку с ушами, другому – кошку с хвостом (могут быть звезда или заяц и т.д.). Задача аппарата за счет попеременного наложения разных объектов на единую точку фиксации взгляда сложить изображение в одно – получить в итоге кошку с ушами и хвостом. При этом угол, под которым происходит слияние, постепенно уменьшают, способствуя коррекции косоглазия.
При наличии функциональной скотомы процедуры проводят в осциллятором режиме при помощи сдвига изображения тест-объекта во время мигания, что позволяет наложить объект совмещения (слияния) минуя двоение.
Неправильное или неумелое использование синоптофора может приводить к усугублению расстройства бинокулярного зрения. Поэтому обязательно необходимо проконультироваться с врачом.
2. БИВИЗИОТРЕНЕР - прибор для восстановления бинокулярного слияния и улучшения остроты зрения косящего глаза при амблиопии легкой степени. Он состоит из оптической системы, зеркала, приспособления для установки рисунка напротив зеркала, основания, на котором помещается рисовальная бумага, закрепляемая специальной зажимной пластинкой. В оптическую систему прибора введены положительные линзы (+) 7,0, (+) 8.0 Д (для исключения напряжения аккомодации). Прибор содержит комплект рисунков.
Напротив зеркала помещается рисунок. На основание прибора кладется и закрепляется лист белой бумаги. Оптические линзы устанавливаются по межзрачковому расстоянию пациента.
Больной в корригирующих очках смотрит через оптическую систему. Лучшим глазом он видит в зеркале изображение рисунка, которое проецируется на основание прибора и воспринимается худшим (косящим) глазом как действительное. Контуры его больной обводит карандашом. Это побуждает глаза к совместной деятельности.
В приборе предусмотрена возможность предъявления объекта (рисунка) как правому, так и левому глазу.
Аналогичным хейроскопу является прибор бивизиотренер. Устройство и принцип работы такие же. В оптическую систему бивизиотренера при необходимости могут быть введены призмы. Набор от 2 до 8 призменных диоптрий прилагается к прибору.
3. КОМПЬЮТЕРНАЯ ОРТОПТИКА (Программы Контур, Eye, Гамма, Страбизмус и т.п.).
Основное назначение программ – выработка бифовеального слияния. В красно-зелёных очках, видя опорный рисунок одним глазом, пациент обводит или дорисовывает рисунок "пером", видимым другим глазом. Таким образом, выполняются упражнения на "слияние" или "совмещение". Для устранения функционального подавления и восстановления фузии в программе предусмотрены многочисленные регулировки, позволяющие плавно и в широких пределах изменять степень различия изображений для правого и левого глаза. Изменяются соотношение контрастов опорного рисунка и рисунка пациента, толщины линий этих рисунков. Каждый из них может быть светлее или темнее фона для включения различных механизмов бинокулярного зрения. Задаются разные режимы мигания рисунков. Можно изменять масштаб рисунков, включать дополнительный бинокулярный периферический стимул. Для пациентов с большими углами косоглазия предусмотрено смещение опорного рисунка. Лечение следует проводить до и после операции по устранения косоглазия, а иногда с помощью занятий удается устранить косоглазие и без операции.
4. РАЗДЕЛИТЕЛЬ ПОЛЕЙ ЗРЕНИЯ
Представляет собой планку, которая разделяет поле зрения разных глаз. Для каждого глаза в конце планки устанавливаются картинки. Расстояние между центрами фигур парных тест объектов должно соответствовать межцентровому расстоянию пациента.
На первом этапе пациент должен стремится к достижению одновременного восприятия двух объектов, расположенных по обе стороны разделительной плоскости, на втором этапе – к слиянию их в единое изображение. В процессе выполнения упражнений глаза должны быть неподвижными. Пациент должен научиться смотреть как бы сквозь объекты вдаль. При правильном положении глаз парные фигуры тестов-объектов накладываются друг на друга и воспринимаются пациентом как один объект. В процессе тренировок задача перед пациентом усложняется, что достигается перемещением тест объектов в направляющих рамки в сторону увеличения расстояния между центрами фигур. При этом следует руководствоваться следующим правилом: при сходящимся косоглазии голову и тренажер следует слегка приподнять и стараться смотреть поверх тренажера вдаль и немного вверх (в бесконечность). При этом следует его совмещенные или слившиеся в результате умственного усилия картинки тестов удерживать по возможности как можно дольше. Слияние картинок их раздельное видение следует повторять неоднократно в течение 10-20 минут, на протяжении всего курса тренировок. При сходящемся косоглазии расстояние, на которое устанавливается взгляд в процессе упражнений постепенно уменьшается, т.е. идет формирование бинокулярного зрения на различных расстояниях. При расходящемся косоглазии, наоборот, упражнения нужно начинать в 60 см от однотонной стены, на фоне которой пациента проводит упражнения добиваясь одновременного, а затем слитого восприятия картинок-тестов. Если это удается, то расстояние, на котором фиксируется взгляд и происходит тренировка в слиянии парных картинок постепенно увеличивается до 1–5 м.